Здравствуйте, уважаемые родители и гости! Мы рады приветствовать вас на блоге нашей группы! Здесь вы можете наблюдать за успехами своих детей, находить полезную информацию,а также оставлять свои пожелания и предложения.

Из опыта работы

МУНИЦИПАПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №479 Г. ЧЕЛЯБИНСКА

 Мастер-класс

 Тема: «Применение метода синквейн в развитии речи детей

старшего дошкольного возраста»

 

 

 Выполнил:

Воспитатель МБДОУ ДС№479

Свирская Арина Валерьевна

 2020 г

 

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает. Античная поговорка

Дети с нарушением речи испытывают трудности и плохо владеют навыками связной речи в достаточном объеме. Они испытывают трудности  в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи.

Сегодняшний день отличается  активным ростом новых развивающих технологий,  многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений, для того  чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс.

Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием  синквейна.

Синквейн – это не обычное стихотворение написанное в соответствии с определёнными правилами:

1 строка – кто? что? 1 существительное

2 строка – какой? 2 прилагательных

3 строка – что делает? 3 глагола

4 строка – фраза из 4 слов

5 строка – ассоциации , возникающие , когда слышишь это слово

Он напоминает елочку или пирамиду.

В чём же его эффективность и значимость?

·         изученный на занятии материал приобретает  эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

·         отрабатываются знания о частях речи, о предложении;

·         дети учатся соблюдать интонацию;

·         значительно активизируется словарный запас;

·         совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

·         активизируется и развивается мыслительная деятельность;

·         совершенствуется умение высказывать собственное  отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;

·         дети учатся определять грамматическую основу предложений

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.  Мы считаем, что применяя данную методику, у детей увеличится словарный запас, речь станет богаче,  ярче,  дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух, что является особенно важным для детей.

 II. Практическая часть.

Сейчас мы научимся составлять синквейн.

Не забывайте правила составления синквейна.

1. Коллективное составление синквейна по предметной картинке по вопросам воспитателя.

(«Апельсин»)

- Что это?           

- Апельсин.

Подберите два слова-признака.

- Какой апельсин?

- Круглый, оранжевый.

Подберите три слова-действия.

- Что делает апельсин?

- Висит, растёт, зреет.

- Cоставьте словосочетание или предложение, где вы выразите личное отношение автора в данном случае к предмету.

- Я люблю апельсин.

Теперь подберите слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

- Фрукт.

Вопросы: Всем понятны правила составления синквейна?

Вывод: Так мы  с вами научились составлять синквейн по предметной картинке. Составляли мы коллективно. Я задавала вам вопросы, тем самым направляла вас.

 

2. Составление синквейна по индивидуальным картинкам.

( «Кошка, помидор, волк»)

Индивидуальная работа и проверка готовых синквейнов.

Вопросы: Вам было интересно? Кто себя почувствовал настоящим поэтом или писателем? На ваш взгляд это формирует уверенность в себе, желание отвечать, думать, творить, рассуждать?

Вывод:  Сочинение синквейна – процесс творческий. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Сейчас вы будете слушать готовый синквейн  и попробуете разобраться, всё ли здесь правильно? («Белка»)

Белка.

Рыжая, косолапая.

Прыгает, скачет, воет.

Мне нравится ловкая белка.

Дикое животное.

Вопросы: Вы мне помогли разобраться, исправили ошибки.

Как вы думаете? Это помогает развивать умение вслушиваться в обращённую речь, думать и быстро подбирать нужные слова?

Вывод: Данный вид работы активизирует словарный запас детей. Учит детей быть внимательными и формирует лексическую готовность в подборе слов.

 

______ .

Растёт, стоит.

Белоствольная, стройная, русская.

Я любуюсь стройной  ___ .

Дерево.

Вывод: Синквейн уточняет содержание понятий. Развивает не только речь, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления.

5. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.

Сейчас мы составим синквейны о героях русской народной сказки «Заюшкина избушка». Будем работать в группах. Первая группа будет составлять синквейн о зайчике, вторая о лисе, третья о петухе. («Заюшкина избушка»)

 

Зайчик.                                                    Лиса.

Слабый, трусливый.                             Хитрая, наглая.

Плачет, боится, просит (помощи).       Выгнала, обманула, обхитрила.

Мне жалко зайчика.                              Лиса поступила плохо.      

Сказочный герой.                                  Сказочный герой.

 

Петух.

Смелый, отважный.

Спас, защитил, выгнал (лису).

Петух поступил смело.

Сказочный герой.

 

Вопросы: Как думаете, работа в группах формирует навыки сотрудничества?

Вывод: Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.

Конспект совместной деятельности   с использованием здоровьесберегающих технологий  в средней группе МБДОУ ДС №479.

Тема: «Космические просторы»

2020 г.

Воспитатель Свирская Арина Валерьевна

Программное содержание:

1. Обогатить знания детей о космосе.

2. Развивать у детей слуховое и зрительное внимание,  чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другой.

3.Формировать коммуникативные навыки, воспитывать интерес к науке астрономии.

Активация словаря: Солнце, звезда, планета, Луна, Солнечная система, астероид, метеорит, комета, спутник, ракета, скафандр, Земля, Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран, Венера, Марс, Меркурий, космический корабль.

Обогащение словаря: газовый шар, созвездие, красные звезды, синие звезды, астрономия, телескоп, галактика, млечный путь.

Индивидуальная работа: Помочь запомнить названия космических объектов.

Предварительная работа: Чтение познавательной литературы,  дидактическая игра «Что находится в Космосе?», беседы с детьми о космосе, чтение  космических сказок Елены Ульевой  «Земля и Луна», «Солнечная система», «Звезды», просмотр развивающих мультфильмов.

Оборудование: картинки с изображением  космических объектов;  фотография Юрия Алексеевича Гагарина, икт, мяч.

Организационный момент: педагог показывает фотографию Ю. А. Гагарина и спрашивает:

Ребята, это кто изображен на фотографии (дети отвечают Ю.А. Гагарин, космонавт)

- А кто такие космонавты? (это люди, летающие в космос).

Вот и мы сегодня с вами  отправимся в необычное  путешествие – по просторам  Космоса и  как Юрий Алексеевич Гагарин, совершим полет вокруг нашей планеты «Земли».

Скажите, мне, пожалуйста, а как называется одежда космонавта (скафандр). Правильно, прежде чем полететь в космос нам нужно  с вами надеть скафандр, шлем и проверить все ли в порядке.

Основная часть:

1. Гимнастика с озвучиванием: «Надеваем костюм космонавта»

Скользящим движением снизу вверх «надеваем скафандр, шлем» - «ш-ш-шик»;

Застегиваем молнию»- резко «вжик».

Проверяем герметичность – повороты головы с выдохами в стороны, коротко «ш»-«ш»-«ш».

Итак, мы надели скафандр. Давайте проверим:

На голове у нас шлем (наклоны и повороты головы)

Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты, наклоны туловища вперед-назад, влево-вправо)

Руки защищены перчатками (вращение кистями рук)

Обувь удобная, на плотной подошве (ходьба на месте, подъем на носки, прыжки на одной ноге)

На спине за плечами баллоны для воздуха (поднимание плеч, вращение плечами). И вот теперь, когда все проверили, можно смело  лететь в космос.

А на чем  летают в космос? (на ракете)

Все вместе проговариваем:

Раз, два, три, (хлопки)

Кнопку жми! (большим пальцем на обеих руках «нажимаем» на кнопку)

В космос на ракете полетели мы (руки вверху над головой сомкнуты – «ракета».

И вот мы с вами поднимаемся все выше и выше от земли:

2. Чистоговорка с движениями:

Та-та-та – (хлопки в ладоши)

не страшна нам высота. (Дети поднимают руки вверх)

Ете-ете-ете – (хлопки)

мы летим в ракете. (Соединяют руки над головой в “замок”)

Ты-ты-ты – (хлопки)

всё нам видно с высоты. (Приставляют ладонь к глазам.)

Ребята посмотрите, сколько всего интересного в космосе:

3.Игра с мячом «Что я вижу в  космосе»:

Дети встают в круг. Педагог встает в центр, кидает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты видишь в космосе?» Дети отвечают: «Я вижу планеты, звезды, луну, солнце, кометы, метеориты и т.д

В космосе все находится в состоянии невесомости.

- Как вы понимаете это слово? … Невесомость - это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят и плавают в космическом корабле как рыбки в аквариуме. Нет ни верха - ни низа. Пролитая вода собирается в шар, а не разливается лужицей и висит в воздухе. Сейчас и мы с вами находимся в состоянии невесомости, давайте покажем с помощь движений.

4. Танец «Невесомость» под космическую музыку.

Звучит космическая музыка:

В невесомости плывем,

Мы под самым потолком.

Дети расходятся по группе, имитируют

движения тела в состоянии невесомости.

 

А сейчас  возвращаемся на свои места, и пристегиваем ремни (Дети садятся на стулья).

 

По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки

И только тогда, когда утро настанет

Вся карамель внезапно растает (Звёзды)

 

Звезда (какая) маленькая, блестящая, мерцающая, серебристая, волшебная, путеводная, раскаленная, холодная.

- В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезда – это газовый шар, который излучает тепло и свет. Некоторые звезды ярче других, они могут различаться и по цвету.

Цвет звезды зависит от того насколько раскалена ее поверхность. Красные звезды - самые холодные, синие – самые горячие. Еще они могут быть оранжевого, желтого и  белого цветов.

      Наука, которая изучает звезды, называется астрономия. В переводе с греческого «астра» – это звезда. Астрономы наблюдают за звездами при помощи специального и очень мощного прибора – телескопа.

    Ближайшая к нашей планете звезда – Солнце, которое во много раз больше Земли. Из-за его яркого света днем мы не можем видеть других звезд, потому что они находятся дальше и их свечение не такое яркое. На самом деле в нашей галактике есть звезды, которые светят во много раз ярче Солнца, однако они находятся очень далеко от земного шара.

 

5.  Игра со звездами по типу «Море волнуется – раз…»

Посмотрите, сколько вокруг звёзд…

Давайте с ними поиграем:

Ракета взлетает – раз,

Планеты движутся – два,

Кометы летают – три…

Звёздочка в небе замри! (Дети замирают в какой то замысловатой позе. Придумывают имя своей звезде.)

 

6.  Движение планет

Только ли звезды на небе сияют?  В космосе среди звезд, есть еще и планеты. Давайте их назовем.

 

По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним Нептун (Дети имитируют движение планет: вокруг солнца и вокруг себя).

 

Итог занятия

Хоть и грустно нам,

Но пришла пора прощаться

И на Землю возвращаться.

Космонавты по местам!

Займите свои места в ракете.

 

 

- Наше  космическое путешествие закончилось, давайте пожелаем космическим объектам чего-то доброго, светлого. (Ребята выражают свои пожелания)

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по образовательной области «Речевое развитие» с использованием метода синквейна

в подготовительной к школе группе МБДОУ ДС №479.

 

Воспитатель Свирская Арина Валерьевна

 

Тема: «Космическое путешествие».

2019 г.

 

Программное содержание:

1.Продолжать формировать представление о труде космонавтов, о необходимости и важности этой профессии. Расширить и уточнить словарь по теме.

2. Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение, мелкую моторику

3. Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.

Активизация словаря: космос, космонавт, космодром, космическая станция, невесомость, скафандр, солнечная система, планета, спутник.

Индивидуальная работа: Помочь составить синквейн Тимуру С., Алине З., Платону Б., Ване С.,  Даше Т..

Предварительная работа: Формирование представлений о труде космонавтов, расширение и уточнение словаря по теме. Чтение отрывков из книги  В. Синицына «Первый космонавт». Разучивание стихотворений по теме. Моделирование контура космического корабля из каната. Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».

Оборудование: фотография «Космонавты», пульт управления кораблем, ИКТ, бросовый материал.

 

1.Организационный момент: Звучит сигнал бедствия. Космос в опасности. Скопилось много мусора. Ребята, мы должны помочь роботу очистить космос.

Педагог предлагает детям встать около стульчиков, стоящих в форме ракеты.

Педагог: Уважаемые пассажиры, займите места в кабине космического корабля. Сейчас наш корабль отправится в полет. Во время полета мы увидим, как работают в открытом космосе космонавты, попробуем  составить интересные стихотворения, а также очистить нашу планету от мусора.

                                     

2. Чтение стихотворений по теме.

Педагог дает «командиру космического корабля» «пульт управления».

Педагог: « Командиру приготовить ключ на старт. Но чтобы старт состоялся, нужно прочитать стихи о космосе. Кто из пассажиров помнит их?»

Дети читают стихи.

Педагог: «Вот теперь мы можем отправиться в полет. Ключ на старт!»

Командир: «Есть ключ на старт!»

Педагог: «Ключ на пуск!»

Командир: «Есть ключ на пуск!»

Педагог: «Пуск!»

Командир: «Есть пуск!»

Педагог «Подъем!»

Командир « Есть подъем! Поехали!»

Педагог: «Одна минута -  полет нормальный. Две минуты - полет нормальный Три -  минуты полет нормальный».

3. Рассматривание фотографии на экране «Космонавты» и беседа по ней.

Педагог размещает на экране  фотографию «Космонавты».

Педагог: Уважаемые пассажиры! Посмотрите, пожалуйста, в иллюминаторы. Кого вы там видите?

Ответы детей

Педагог: Что делают космонавты?

Ответы детей

Педагог: Чем они заняты?

Ответы детей

Педагог: Как выглядят космонавты?

Ответы детей

Педагог: Для чего нужен скафандр?

Ответы детей

Педагог: Верно. Кроме того в них есть система, обеспечивающая дыхание – ведь в космосе нет кислорода. Где космонавты монтируют оборудование?

Ответы детей

Педагог: Для чего космонавты отправляются в космос?

Ответы детей

Педагог: Что вы можете сказать о работе космонавтов? Какая она?

Ответы детей

Педагог: Что мы видим вдалеке за космонавтами?

Ответы детей

Педагог: А что за планеты видны нам в иллюминаторы?

Ответы детей

Педагог: Расскажите о космосе, который окружает космонавтов. Какой он?

Ответы детей

Педагог: Понравилась ли вам картина и почему?

Ответы детей

Педагог: А теперь нам предстоит выйти в открытый космос. Встаньте около стульчиков и наденьте скафандры.

4. Подвижная игра «В открытом космосе» Развитие творческого воображения, общей моторики, координации движений.

Педагог приглашает детей на ковер.

5.Создание синквейна.

Ребята отгадайте загадку: «Чудо-птица, алый хвост - прилетела в стаю звезд.

Плывет в просторе, но не в море (ракета).

Посмотрите, экране размещены символы, по которым мы с вами составим синквейн  о ракете. (На доске размещены: в первом ряду символ для слова-предмета, во втором ряду – два символа для слов-признаков, в третьем ряду – три символа для слов-действий, в четвёртом ряду – графическая схема предложения, в пятом ряду - символ для слова-предмета).

Начнем: «Назовите слово-предмет» - (Ракета).
«Вспомните слова – признаки, которые подходят к слову ракета, назовите два слова-признака» - (Быстрая, реактивная.)
«Вспомните слова-действия. Выберите и назовите три слова-действия, подходящих к слову ракета» - (Летит, сверкает, поднимается)
«Дети вспомните или придумайте предложение о ракете» -  (Ракета помогает покорить космос.)

«Дети, назовите слова-предметы, которые вы вспоминаете, говоря слово «Ракета»». - (Воздушный транспорт.)

6. Создание собственного синквейна и рассказа по нему (работа в группах по 3-4 человека).

«Ребята, а сейчас  разделитесь на группы и выберите себе картинку объекта  который вам понравился, садитесь за столы  и составьте синквейн о выбранном вами предмете (космонавт, Земля, звезда, комета, солнце, Луна)».

 Пользуясь схемой на экране, расскажите о вашем объекте.

Дети выполняют все вместе в группе. (1 ребёнок встаёт и рассказывает синквейн, который получился, другие дети внимательно его слушают; по окончании рассказа оценивают, говоря комплименты).

7.Окончание.

Педагог: «Ребята, посмотрите, здесь не убрали после себя мусор, а может это космический? Что это? (На полу лежат разбросанные  баночки - упаковки). Можно этот мусор взять с собой и выбросить в мусорный бак, а можно сделать поделку своими руками.  А давайте, заберем этот мусор с собой и в космической лаборатории сделаем робота – помощника, которого отправим в космос, чтобы они вдвоем с грустным роботом следили за порядком в космосе. (Дети собирают мусор в коробку. Ракета возвращается на планету «Земля»).

Ребята садятся на «космический корабль». Занятие заканчивается.

«Где мы сегодня побывали? Что мы там видели? Что узнали о работе космонавтов? Что вам больше всего понравилось на занятии? А мне понравилось как вы дружно и слажено работали, составляя синквейн. Молодцы! А сейчас мы с вами отправимся в лабораторию и сделаем робота-помощника, которого отправим в космос, следить за порядком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием метода синквейна

в старшей группе МБДОУ ДС №479.

 

Воспитатель Свирская Арина Валерьевна

Тема: «Какие рыбы живут  в воде?».

2018 г.

 

Программное содержание:

1. Обогатить знания детей о рыбах, их внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания.

2. Развивать умение составлять синквейн.

3.Воспитывать познавательный интерес к природе.

Активация словаря: глобус, река, море, океан, морские, карп, ерш, карась, сом, судак,  окунь, щука, линь, налим, плотва, сельдь, треска, скумбрия, акула, скат,  камбала, рыба-меч, акула-молот, синквейн.

Обогащение словаря: пресноводные, рогозуб, протоптер 

Индивидуальная работа: Помочь подобрать правильные прилагательные и глаголы к видам рыб.

Предварительная работа: Чтение познавательной литературы, моделирование строения рыбы, дидактическая игра «Какая рыбка здесь живет?», беседы с детьми о поездке на море, на рыбалку.

Оборудование: картинки с изображением пресноводных и морских рыб; картинки с изображением реки, моря; глобус, икт.

1.Организационный момент: Воспитатель показывает детям  глобус. Воспитатель: Скажите, что это за предмет?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Сколько здесь голубого цвета! Что изображено голубым цветом?

Дети: Это океаны, моря, реки – ведь голубым цветом на картах изображают воду.

Воспитатель: Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты. Кто всю жизнь проводит в воде? (Прежде всего – рыбы). Недаром говорят«Рыбы – дети воды».

2.Основная часть :А какая вода на вкус в море? (соленая). А в реках и озерах? (пресная).  Ребята  вы слышите шум, кажется на море начинается шторм (демонстрация ролика «шторм на море»). Смотрите плывет бутылка!(демонстрация картинки плывущей бутылки). Повелитель морей и океанов хочет нас о чем-то оповестить. Посмотрите внимательно по сторонам, нам нужно найти эту бутылку с посланием, ведь только тогда мы сможем узнать, что он хочет нам сообщить.

(Дети внимательно смотрят и находят бутылку с посланием от Нептуна). В ней написано: «Здраствуйте, дорогие ребята, в море  во время шторма случился переполох! Я теперь не знаю, какая рыба живет в морском царстве и очень переживаю, смогут ли пресноводные рыбы жить в морской воде! Помогите мне, пожалуйста, навести в море порядок! Я буду очень вам благодарен! Повелитель морей и океанов Нептун».

Ребята давайте поможем повелителю морей и океанов навести в его владениях порядок. Нам нужно распределить перепутавшуюся рыбу  на пресноводную и морскую. (Дети подходят к столу где находятся условные обозначения реки и моря, и распределяют рыбу. Воспитатель направляет детей и помогает, если возникают какие-то трудности). Молодцы ребята, справились с заданием! Теперь пресноводная рыба не погибнет!

Воспитатель: Рыб в мире огромное количество! А каких  рыб вы знаете? (дети отвечают).

Беседа с детьми о рыбах.

-Что помогает рыбам жить в воде?  (Тело рыб покрыто чешуёй, это помогает им скользить в воде. Большинство рыб плавает с помощью плавников, хвост помогает рыбе «рулить»).

-А как рыбы могут дышать под водой? (Рыбы дышат жабрами, а в воде есть кислород).

-Правильно, жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Но есть рыбы, которые могут дышать как жабрами, так и легкими, например рогозуб и протоптер. Они заглатывают воздух, высовываясь из воды.

-А как рыбы ориентируются в воде?  (Рыбы, как и люди, видят, слышат, определяют вкус и запах).

-Многие рыбы еще и различают цвета. А вот питаются рыбы нерегулярно. Некоторые могут обходиться без пищи несколько дней.

 

А почему у рыб разная окраска? Какую роль в их жизни она играет? (У рыб неслучайно разная окраска, она помогает рыбам выживать: искать пищу и скрываться от врагов).

-Правильно, окраска рыб им помогает приспособиться к среде обитания. Щука поджидает  свою добычу, прячась среди водорослей. Пятна на теле делаю ее похожей на водоросли. Рыба лист похожа на лист. У рыбы камбалы есть удивительное свойство: на ее теле такой же рисунок, как и на окружающем ее дне, рыба бородавчатка маскируется под камень, именно поэтому она заслужила второе название рыба-камень.

Вот такие загадочные существа рыбы! Как называюся рыбы, которые живут в речке, в озере, пруду? (Пресноводные). А рыбы, которые живут в море? (Моские).

Физкультминутка «РЫБКА» (на экране демонстрация плавающих рыб и звучит музыкальное сопровождение)

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

(хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

(Приседаем)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плывут».)

Воспитатель: Хорошо, немножко отдохнули, расслабились.  А сейчас я вам предлагаю разделиться на три подгруппы и придумать необычное стихотворение – «синквейн» про рыбу, которая вам больше всего приглянулась:  карп, ерш, карась, сом, судак, налим,щука, лещ, плотва, окунь (дети выбирают из предложенных каточек одну с наиболее понравившейся  рыбой).

Первое стихотворение педагог придумывает вместе с ребятами. (На экране демонстрация схемы синквейна).

Начнем: «Назовите слово-предмет - название рыбы» - (карась).
«Вспомните слова – признаки, которые подходят к слову карась, назовите два слова-признака» - (Желтый, блестящий.)
«Выберите и назовите три слова-действия, подходящих к слову карась» - (плавает, прячется, спит).
«Дети  придумайте предложение о карасе, можно выразить свое отношение к нему» -  (Карась лежит на дне пруда. Мне нравится карась, потому что он похож на золотую рыбку). «Дети, назовите обобщающее слово, которые вы вспоминаете, говоря слово «карась»». - (Пресноводная рыба.)

А сейчас вы вместе с ребятами своей подгруппы придумаете такое же необычное стихотворение о выбранной вами рыбе   и расскажете его нам. А я буду ваши стихотворения записывать. ( Дети выполняют все вместе в группе, 1 ребёнок встаёт и пытается рассказать получившийся  синквейн, а воспитатель направляет и помогает, если ребенок испытывае трудности, другие дети внимательно его слушают, и дополняют). Какие замечательные синквейны у вас получились! Молодцы! Хорошо постарались!

  Что интересного для себя узнали? Что расскажете своим друзьям и родителям? А дома или в группе можно нарисовать реку или море полные рыб или сделать аппликацию, как вам больше понравится, а кто-то, может, продолжит сочинять про представителей рыб интересные синквейны, я вам раздам каждому схемы и памятки, а вообще синквены можно сочинять не только про рыб, но и про другие предметы и живые существа, что мы с вами и продолжим делать, чтобы создать в группе большую коллекцию синквейнов. Спасибо вам ребята за слаженную работу в нашей с вами дружной команде!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 479 г. Челябинска»
 

Конспект образовательной деятельности по познавательному (региональный компонент), художественно-эстетическому развитию

в старшей группе МБДОУ ДС №479.

 

Воспитатель Свирская Арина Валерьевна

 

Тема: «Малахитовая шкатулка. Россыпь уральских камней».

2017 г.

 

Программное содержание:

1.Рассмотреть с детьми коллекции минералов Урала, дать некоторые интересные сведения из истории камней.

2. Развивать психические процессы внимания, памяти, мышления.

3.Воспитывать любовь к малой Родине, вызывать стремление изучать и познавать родной край.

Словарная работа:

Активация словаря: агат, змеевик, сердолик, аквамарин, турмалин, черный гранат, горный хрусталь, кальцит, малахит, янтарь, самоцветы, минералы.

Индивидуальная работа:

Закреплять умение различать камни по их окрасу и форме.

Развивать эстетический вкус.

Предварительная работа:

Чтение сказов П.П. Бажова «Каменный цветок», «Серебрянное копытце», беседа о богатвах Южного Урала.

Оборудование: космические пришельцы (игрушки), ракета, илюстративный материал, ИКТ, поделки из камня, ювелирные украшения, шкатулки из камня, картонные каробочки, цветная бумага, клей.

1.Организационный момент:

Педагог: Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел в гости (дети: инопланетяне, космические пришельцы) Да это гости из Космоса. И у них есть для нас послание (конверт): Здраствуйте, Земляне! Мы прилетели с далекой планеты «Высокие горы» и хотели бы узнать с вашей помощью, что это за слова такие волшебные, что они обозначают: змеевик, малахит, кальцит, турмалин, янтарь, сердолик, аквамарин.

Ребята сегодня мы поможем нашим гостям раскрыть эту тайну.

2. Основная часть.

Педагог: В давние времена, когда иностранные послы и купцы посещали Россию, они поражались неслыханными богатствами нашей земли. Недра России хранят огромные запасы богатств, в том числе и камня.

Богатейшим источником камня в России является Урал (педагог показыванет Уральские горы на карте). Дети, а что вы знаете о камнях? Почему мы говорим о них как о богатстве? Какие камни вы знаете? Педагог показывает детям камни, поделки из камней (показ слайдов).

А) Задания:

Ребята отгадайте, пожалуйста, загадку:

Внем застыл зеленый камень ,

Красив своим рисунком минерал ,

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивший Урал. ( дети отвечают:малахит)

Ддалее педагог рассказывает о малахите:

«Малахит – один из самых красивых минералов на нашей планете. Полудрагоценный поделочный камень с богатейшей палитрой окраски – от светло - бирюзового до глубокого тёмно-зелёного.  Роскошный, непрозрачный, с матовым блеском и бархатисто-шелковистым рисунком поверхности. У малахита по-настоящему царственная, аристократичная палитра, которая облагораживает всё, что попадает в его ауру. Узор может быть чрезвычайно своеобразным, но особенно высоко ценится малахит с тонкими концентрическими кольцами. Камень достаточно прочный и хорошо обрабатывается, что позволяло и позволяет использовать это чудо для создания шедевров архитектуры и ювелирного искусства».

 

 

Фозкультминутка:

«Путешествие по горам»

Мы сейчас в поход пойдем,

До большой горы дойдем (дети идут друг за другом),

За высокими горами (руки поднимают вверх)

По камням речку перейдем (идут на носочках),

Если встретятся медведи (ходьба вперевалку),

Мы медведей обойдем (ходьба назад),

Если встретятся пещеры,

Мы пещеры проползем (идут полуприсядя),

Шаг за шагом, шаг за шагом в мастерскую попадем.

 

Б) А сейчас ребята мы с вами отправимся в мастерскую и представим себя в роли мастеров по малахитному делу, как  Данила- мастер из сказа П. П. Бажова «Каменный цветок» и сделаем свою малахитову шкатулку, а заодно и подарок нашим космическим гостям будет хороший. (Ребята обклеивают шкатулки камешками из зеленой, цветной бумаги). Какие красивые получились шкатулки. Ребята, а что хранят в таких шкатулках? (дети отвечают)

Итог:

Молодцы ребята, удалось нам сегодня раскрыть смысл таинственных слов в послании инопланетных гостей.  Что вы интересного узнали про поделочный камень малахит? Какие замечательные шкатулки у вас получились! А нашим гостям пожелаем счастливого возращения на свою планету! Пусть еще к нам прилетают, мы им с удовольствием откроем еще каки-нибудь тайны!  Спасибо всем за работу! 
Уральская роспись
(Мастер-класс для родителей)


Шакирова Галина Егоровна - воспитатель первой квалификационной категории. 

Свирская Арина Валерьевна -воспитатель.


2017 год
Уральская роспись.
Цель.
Формирование интереса к нетрадиционному творчеству совместной деятельности воспитателя и родителей.
Задачи.
1)Познакомить с древней легендой возникновения Урала и уральской росписи.   
2)Познакомить с особенностью росписи, композицией и технологией.
3)Вызвать желание создать свой узор.
4)Практическая работа по освоению технологии росписи.
Словарная работа.
Свободная маховая роспись, подмалевок, разживка, приписки, красильщики.
Оборудование и материалы.
Шаблоны досок, гуашевые краски, кисточки (№3, №5), вода, тканевые и бумажные салфетки.
       
Организационный момент.
- Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам цикл встреч и практической деятельности по ознакомлению с легендами Урала, мастерами-умельцами, жившими в далекие времена, в соответствии с программой «Наш дом – Южный Урал». Сегодня наша первая встреча посвящена уральской росписи.
Основная часть.
- Давным-давно, когда вожак волчьей стаи «башкорт» привел людей на богатые пастбища, в стойбище родился мальчик, назвали его Ур, что значит «земля». (слайд 1)
     Он встретил девушку с золотыми волосами, звали ее Ал, что значит «золотая» (слайд 2)
     Они вместе ушли под землю охранять несметные богатства, а землю назвали Урал, что значит «земля золотая». Как земля отвердела, из глубин золотой Змей-полоз выполз (слайд 3)
     Задумал он собою землю опоясать и удумал через льды холодных морей напрямки махнуть. Треснул лед под его тяжестью, но он брюхом по дну ползет, а хребет поверх моря высится. Но остыла кровь змея и вскорости совсем змей окаменел. Так появился каменный пояс (слайд 4)
     Люди обживали землю, поселились и на Урале. Среди них – и старик Таганай. Был старик могуч и несметно богат (слайд 5)
     Богатства его были спрятаны под землей. А еще владел он мечом бессмертия. Этот меч очень хотел получить Шурале – леший, что жил неподалеку в болоте (слайд 6)
     Он уговорил двух сыновей Таганая (Сарбая и Ишимбая) в обмен на меч показать им богатства отца. Братья согласились. От горя, что его сыновья оказались такими жадными, окаменел Таганай и превратился в самую высокую гору на Урале (слайд 7)
     А младший сын, Селямбай, покинул эти места, на берегу реки построил жилище и стал обрабатывать землю. Он был приветлив, люди потянулись к нему. Так появилось селение, а затем и крепость Селямбай – Селяба. Но об этом разговор в следующий раз.

Физминутка.
Один, два, три, четыре, пять,
Будем зиму мы встречать (хотьба на месте)
Что зима нам принесла? (руки в стороны)
Ветер, снег и холода (хлопают в ладоши)
От времени года (поднять вверх указательный палец)
Зависит погода.

- Прошло много времени, люди обжили уральские земли. В одной деревушке жили дед да бабка. Каждое лето к ним приезжала внучка, а к осени уезжала в город в школу. Скучно становилось в доме. Однажды дед решил развеселить бабку. Взял краски и начал свою избушку расписывать. А рисовать стал цветы и листья, на потолке нарисовал венок (слайд 8 и 9)
- У печки – букетик цветов, на прялке – веточку с птицами, а на сундуке – совушку-охранительницу. Не забыл про осень и зиму – добавил в цветы белой краски. И получилось, что поселились в избушке все времена года. А чтобы внучка не забыла о летнем букетике, нарисовал дед его на дощечке разделочной и увез внучке в город. А жили дед с бабкой на Урале, в наших краях. Поэтому и назвали роспись уральской, в честь родного края. Расписывали не только дома, но и посуду, утварь домашнюю (слайд 10)
- Посмотрите на расписные доски, какие они разные. Фон может быть оранжевым, красным, голубым, зеленым или простой цвет дерева. Полюбуйтесь красочностью узора, ее яркостью, нарядностью (слайд 11)
- Мотивы у росписи растительные (цветы яркие, пышные, дерево, куст, листья, ягоды и мотивы птиц и зверей) (слайд 12-15)
- Композиция так же не затейлива: по центру букетик из цветов, далее венок из цветов и листьев, плодов и небольшая веточка с ягодами и сидящими птицами. Люди, которые занимались росписью домов, утвари назывались красильщиками. У мастеров-красильщиков был свой секрет росписи. Если фон темный, то краска по краям узора светлая и наоборот, если фон светлый, то цвет краски по краям росписи темный. Запомните этот секрет. Сегодня вы тоже можете побыть в роли красильщика. Пройдите, пожалуйста, к рабочим столам (на столах приготовлены все необходимые материалы, звучит негромкая музыка).

     Рассказ воспитателя об основных приемах росписи: «подмалевок» - цветной кружок по оси симметрии. «Разживка» - набор на кисть двух цветов, один из которых белый, идет по внешнему контуру. «Приписки» - разные по величине травки, выполняются черным цветом. «Свободная маховая роспись» выполняется без предварительного наброска.

Заключительная часть.
     По завершению работы прочитать стихотворение:
Я сердцем все это вбираю
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала –
В великом искусстве труда.
Неисчерпаем и бесценен
Народной мудрости запас.
Традиции народов продолжая
Мы у народа учимся сейчас.
Разложить все работы на специально отведенное место для просушки, где можно увидеть результат своей и других работ.
Всем спасибо, до следующей встречи!

Литература.
1)    «Роспись по дереву» (семантика уральской народной росписи), 1997г.
2)    Интернет-сайты
3)    «Легенды Южного Урала»
4)    Программно-методический комплекс «Наш дом – Южный Урал», г.Челябинск, 2014г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий